Пояснительная записка
к учебному плану дополнительного образования детей
МКОУ «Центральская средняя общеобразовательная школа»
- Нормативно-правовые основания
Учебный план дополнительного образования МКОУ «Центральская средняя общеобразовательная школа» составлен на основе нормативно-правовых документов федерального значения:
- · 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 года.
- Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
- Концепция развития дополнительного образования детей (от 4 сентября 2014 года № 1726-р).
- Распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015 года № 729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 г. № 298-н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПин 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных учреждений».
Нормативно-правовые документы регионального значения:
- Государственная программа Воронежской области «Развитие образования», утвержденная постановлением правительства Воронежской области от 17.12.2013 г. № 1102.
- Приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 14.10.2015 г. №1194 «Об утверждении модельных дополнительных общеразвивающих программ»;
- Приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 26.12.2016 г. № 1575 «Об утверждении регионального плана мероприятий на 2016 – 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей».
- Устав и локальные акты МКОУ «Центральская СОШ».
- Общие положения
Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. (Закон "Об образовании в РФ" 273-ФЗ, Глава 10, Статья 75)
В дополнительном образовании детей познавательная активность личности выходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик. Становясь членами высоко мотивированных детско-взрослых образовательных сообществ, дети и подростки получают широкий социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности. В этих условиях дополнительное образование осознается не как подготовка к жизни или освоение основ профессии, а становится суть основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности.
Пронизывая уровни дошкольного, общего, профессионального образования, дополнительное образование становится для взрослеющей личности смысловым социокультурным стержнем, ключевой характеристикой которого является познание через творчество, игру, труд и исследовательскую активность.
Персонализация дополнительного образования усиливает его преимущества по сравнению с другими институтами формального образования посредством актуализации следующих аспектов:
- участие в вариативных развивающих образовательных программах на основе добровольного выбора детей (семей) в соответствии с их интересами, склонностями и ценностями;
- возможность выбора режима и темпа освоения образовательных программ, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий (что имеет особое значение применительно к одаренным детям, детям с ограниченными возможностями здоровья);
- право на пробы и ошибки, возможность смены образовательных программ, педагогов и организаций; неформализованность содержания образования, организации образовательного процесса, уклада организаций дополнительного образования;
- вариативный характер оценки образовательных результатов; тесная связь с практикой, ориентация на создание конкретного персонального продукта и его публичную презентацию;
- возможность на практике применить полученные знания и навыки;
- разновозрастный характер объединений;
- возможность выбрать себе педагога, наставника, тренера.
Важной отличительной чертой дополнительного образования детей также является открытость, которая проявляется в следующих аспектах:
- нацеленность на взаимодействие с социально-профессиональными и культурно-досуговыми общностями взрослых и сверстников, занимающихся тем же или близким видом деятельности;
- возможность для педагогов и учащихся включать в образовательный процесс актуальные явления социокультурной реальности, опыт их проживания и рефлексии;
- благоприятные условия для генерирования и реализации общественных как детских (подростковых), так и взрослых инициатив и проектов, в том числе развития волонтерства и социального предпринимательства. (Концепция развития дополнительного образования)
Согласно Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 г. одной из приоритетных задач деятельности педагогического коллектива школы №16 является поддержка общественных объединений в сфере воспитания:
- улучшение условий для эффективного взаимодействия детских общественных объединений и объединений дополнительного образования в целях содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей;
- поддержка ученического самоуправления и повышение роли обучающихся в управлении образовательным процессом;
- привлечение детей к участию в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении.
Дополнительное образование МКОУ «Центральская СОШ» основывается на принципах воспитания системной мировоззренческой культуры:
- гармонизация отношений с окружающим миром (сверстники, родители, город, «сам») через изучение родного края, реальный труд, перспективное видение своего места в жизни, возможности реализовать себя в родном посёлке;
- создание широкого общекультурного и эмоционально окрашенного фона для позитивного восприятия ценностей основного образования и более успешного освоения его содержания.
Система дополнительного образования МКОУ «Центральская СОШ» предполагает:
- постоянное расширение видов творческой и социальной деятельности для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся;
- тесную связь с учебной деятельностью;
- выявление и сопровождение одаренных детей;
- активное вовлечение в неё не только благополучных детей, но и учащихся «группы риска»;
- расширение взаимодействия с родительской общественностью, социальными партнерами.
- Организация работы объединений дополнительного образования
В МКОУ «Центральская СОШ» дополнительное образование на бюджетной основе реализуется в объеме 8 часов по естественно-научной и физкультурно-спортивной направленностям (согласно Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008):
- естественно-научная: «Эколята», «Молодые защитники природы»;
- физкультурно-спортивная: «Пионербол», «Волейбол».
Занятия в объединениях дополнительного образования проводятся во вторую смену c учетом перерыва после учебных занятий. Продолжительность занятий не превышает 1 академический час (45 мин). При проведении двух занятий в день обязательно проводится перерыв – не менее 10 мин.
- Особенности дополнительных образовательных программ
Дополнительная образовательная программа «Эколята»
Данная программа является модифицированной, разработанной на основе уже существующей и утвержденной авторской программы М.В. Аргуновой «Экология и устойчивое развитие», с учетом Примерной основной образовательной программы (ПООП) учебного предмета «Экология» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
Начальная ступень общего образования включает в себя предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, но зачастую теряется самое главное: отдельные, конкретные детали, создающие полную и яркую картину мира, понимание смысла обучения. Нет расширенных, более углубленных экологических разделов, не отражен региональный компонент. Дети часто не знают о тех растениях, рыбах, птицах, зверях, погодных явлениях, природных явлениях, которые их окружают. В дополнительном образовании есть возможность построить занятия на региональных особенностях. В непосредственном соприкосновении с природой у детей формируется эстетическое восприятие окружающего мира, появляется понимание своего места в нём. Главной отличительной особенностью программы является её практическая ориентированность, которая выражается в большом количестве практических форм работы, ориентирование на применение знаний в жизни, на практике.
Данная программа предусматривает развитие творческих способностей у детей, приобретение таких качеств, как упорство в достижении цели, трудолюбие, любознательность, наблюдательность, умение сравнивать, удивляться, видеть мир как бы всегда по- новому.
Дополнительная образовательная программа
«Молодые защитники природы»
Данная программа рассчитана на организацию занятий с учащимися 11-12 лет.
На основании интересов школьников, пожеланий их родителей программа «Молодые защитники природы» дополнена региональным компонентом, занятиями с фрагментами интеграции смежных дисциплин, использованием экологического, системного и научного подхода в процессе изучения 10 основных блоков программы.
Новизна данной программы в ее экологической направленности. Экологическое воспитание школьников должно стать приоритетным направлением в кружковой работе, осуществляться с учетом возраста учащихся, имеющим конечной целью формирование экологической культуры.
Для успешной реализации целей и задач дополнительной образовательной программы «Молодые защитники природы» необходимо проводить занятия из расчета 1 часа в неделю или 35 часов в год.
Дополнительная образовательная программа «Пионербол» (для 5-6 кл.)
Дополнительная образовательная программа «Пионербол» составлена в соответствии с требованиями к программам дополнительного образования. На современном этапе общественного развития главенствующее значение имеет формирование здоровой, социально активной, гармонически развитой личности.
Основными направлениями деятельности физкультурно - спортивной работы являются:
- • укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта;
- • воспитание активности и самостоятельности в двигательной деятельности;
- • развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости;
- • воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и спортивной деятельности;
- • участие в соревнованиях.
Программа направлена не только на физическое развитие ребенка, но и на психоэмоциональное и социальное развитие личности.
Актуальность программы заключается в том что, она ориентирована прежде всего на реализацию двигательной потребности ребенка с учетом его конституционных особенностей и физических возможностей.
Пионербол – это увлекательная и массовая подвижная игра. Она проста, эмоциональна и отличается высоким оздоровительным эффектом. Чтобы играть в пионербол, нужно быстро бегать, мгновенно изменять движения по направлению и скорости, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью, выносливостью. Выполнение движений с мячом сопровождается эмоциональным напряжением, выявляет активизацию деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем. Игра развивает мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство, способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мышц.
Цель – обучение техническим и тактическим приемам игры в пионербол с дальнейшим применением их в игровой деятельности.
Задачи:
- сформировать общие представления о технике и тактике игры в пионербол, начальные навыки судейства;
- содействовать укреплению здоровья, развитию физических качеств;
- воспитывать моральные и волевые качества занимающихся, умение взаимодействовать в команде.
В объединение принимаются все желающие дети, прошедшие медицинский осмотр. Медицинский контроль состояния здоровья детей осуществляется каждое полугодие.
Дополнительная образовательная программа «Пионербол» (для 7-8 кл.)
Дополнительная образовательная программа «Пионербол» составлена в соответствии с требованиями к программам дополнительного образования. На современном этапе общественного развития главенствующее значение имеет формирование здоровой, социально активной, гармонически развитой личности.
Основными направлениями деятельности физкультурно - спортивной работы являются:
- • укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта;
- • воспитание активности и самостоятельности в двигательной деятельности;
- • развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости;
- • воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и спортивной деятельности;
- • участие в соревнованиях.
Программа направлена не только на физическое развитие ребенка, но и на психоэмоциональное и социальное развитие личности.
Актуальность программы заключается в том что, она ориентирована прежде всего на реализацию двигательной потребности ребенка с учетом его конституционных особенностей и физических возможностей.
Пионербол – это увлекательная и массовая подвижная игра. Она проста, эмоциональна и отличается высоким оздоровительным эффектом. Чтобы играть в пионербол, нужно быстро бегать, мгновенно изменять движения по направлению и скорости, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью, выносливостью. Выполнение движений с мячом сопровождается эмоциональным напряжением, выявляет активизацию деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем. Игра развивает мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство, способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мышц.
Цель – обучение техническим и тактическим приемам игры в пионербол с дальнейшим применением их в игровой деятельности.
Задачи:
- сформировать общие представления о технике и тактике игры в пионербол, начальные навыки судейства;
- содействовать укреплению здоровья, развитию физических качеств;
- воспитывать моральные и волевые качества занимающихся, умение взаимодействовать в команде.
В объединение принимаются все желающие дети, прошедшие медицинский осмотр. Медицинский контроль состояния здоровья детей осуществляется каждое полугодие.
Дополнительная образовательная программа «Волейбол» (для 7-8 классов)
Дополнительная образовательная программа «Волейбол» составлена в соответствии с требованиями к программам дополнительного образования. На современном этапе общественного развития главенствующее значение имеет формирование здоровой, социально активной, гармонически развитой личности.
Основными направлениями деятельности физкультурно - спортивной работы являются:
- • укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта;
- • воспитание активности и самостоятельности в двигательной деятельности;
- • развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости;
- • воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и спортивной деятельности;
- • участие в соревнованиях.
Программа направлена не только на физическое развитие ребенка, но и на психоэмоциональное и социальное развитие личности.
Актуальность программы заключается в том что, она ориентирована прежде всего на реализацию двигательной потребности ребенка с учетом его конституционных особенностей и физических возможностей.
Волейбол — один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, мгновенно менять направление и скорость движения, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью и выносливостью. Эмоциональные напряжения, испытываемые во время игры, вызывают в организме занимающихся высокие сдвиги в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Качественные изменения происходят и в двигательном аппарате. Прыжки при передачах мяча, нападающих ударах и блокировании укрепляют костную систему, суставы становятся более подвижными, повышается сила и эластичность мышц.
Постоянные взаимодействия с мячом способствуют улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве.
Игра в волейбол развивает также мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство и способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мыши. Небольшой объем статических усилий и нагрузок в игре благотворно влияет на рост юных спортсменов.
Цели работы спортивной секции «Волейбол» – укрепление здоровья обучающихся, содействие правильному физическому развитию; развитие основных двигательных качеств и совершенствование жизненноважных двигательных навыков и умений.
Задачи:
- Развитие специальных способностей и качеств для успешного овладения техникой и тактикой игры.
- Совершенное овладение техникой и тактикой игры.
- Достижение высокого уровня командной подготовки.
- Воспитание моральных и волевых качеств.
- Приобретение теоретических и практических знаний по планированию, учету, ведению дневника юного спортсмена, методике обучения, судейству.
- Достижение комплексного проявления всех качеств, навыков и умений, знаний.
- Предупреждение спортивных травм.
Адресат программы: дети и подростки от 13 до 14 лет. Минимальное количество детей в группе- 12 человек. Работая с детьми, следует не забывать об анатомо-физиологических и психических особенностях возрастного развития детского организма.
Дополнительная образовательная программа
«Волейбол» (для 9-11 классов)
Дополнительная образовательная программа «Волейбол» составлена в соответствии с требованиями к программам дополнительного образования. На современном этапе общественного развития главенствующее значение имеет формирование здоровой, социально активной, гармонически развитой личности.
Основными направлениями деятельности физкультурно - спортивной работы являются:
- • укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта;
- • воспитание активности и самостоятельности в двигательной деятельности;
- • развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости;
- • воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и спортивной деятельности;
- • участие в соревнованиях.
Программа направлена не только на физическое развитие ребенка, но и на психоэмоциональное и социальное развитие личности.
Актуальность программы заключается в том что, она ориентирована прежде всего на реализацию двигательной потребности ребенка с учетом его конституционных особенностей и физических возможностей.
Волейбол — один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, мгновенно менять направление и скорость движения, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью и выносливостью. Эмоциональные напряжения, испытываемые во время игры, вызывают в организме занимающихся высокие сдвиги в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Качественные изменения происходят и в двигательном аппарате. Прыжки при передачах мяча, нападающих ударах и блокировании укрепляют костную систему, суставы становятся более подвижными, повышается сила и эластичность мышц.
Постоянные взаимодействия с мячом способствуют улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве.
Игра в волейбол развивает также мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство и способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мыши. Небольшой объем статических усилий и нагрузок в игре благотворно влияет на рост юных спортсменов.
Целью занятий являются: приобретение обучающимися необходимых знаний, умений, навыков для самостоятельного использования физических упражнений, закаливающих средств и гигиенических требований с целью поддержания высокой работоспособности во всех периодах жизни; воспитания навыков для самостоятельных занятий и умения вести здоровый образ жизни; развивать физические качества, необходимые для овладения игрой волейбол, придерживаться принципов гармоничности, оздоровительной направленности учебного процесса. Данная программа направлена обеспечение разносторонней физической подготовки, привитие обучающимся умения правильно выполнять основные технические приемы и тактические действия. Программа призвана подготовить детей к сдаче учебных нормативов по физической подготовке в соответствии с их возрастом, сообщить элементарные теоретические сведения.
Основные задачи:
- формирование положительного отношения к регулярным занятиям физической культурой и спортом, в частности волейболом;
- укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию, разносторонней физической подготовленности, закаливание организма;
- овладение основами игры в волейбол;
- освоение основ гигиены, самоконтроля, самостоятельных занятий;
- формирование общей культуры, развитие интеллектуальных, нравственных качеств;
- профилактика вредных привычек, правонарушений.
- выявление одаренных детей и подростков.
- привитие навыков соблюдения спортивной этики, дисциплины.
Адресат программы: дети и подростки от 14 до 17 лет. Минимальное количество детей в группе- 12 человек. Работая с детьми, следует не забывать об анатомо-физиологических и психических особенностях возрастного развития детского организма. Развиваясь, организм детей проходит определенные стадии: 10-14, 14-16, 16-18 лет. С учетом возраста должна применяться определенная методика обучения и совершенствования технических и тактических приемов волейбола.
Учебный план дополнительного образования (бюджетная основа)
на 2021-2022 учебный год
Направление |
Название программы |
Руководитель |
Кол-во часов в неделю |
Кол-во групп |
Возрастная категория |
Естественнонаучное |
«Эколята» |
Пономарева Галина Максимовна |
1 |
1 |
2, 4 классы |
«Молодые защитники природы » |
Пономарева Галина Максимовна |
1 |
1 |
5-6 классы |
|
Физкультурно-спортивное |
«Пионербол» |
Ерофеев Сергей Викторович |
1 |
1 |
5-6 классы |
«Пионербол» |
Ерофеев Сергей Викторович |
1 |
1 |
7-8 классы |
|
«Волейбол» |
Ерофеев Сергей Викторович |
2 |
1 |
7-8 классы |
|
«Волейбол» |
Ерофеев Сергей Викторович |
2 |
1 |
9-11 классы |
|
Итого |
8 |
6 |
2-11 классы |