Печать
Родительская категория: Образование
Категория: Дополнительное образование
Просмотров: 408

   1 1

 

 Пояснительная записка

к учебному плану дополнительного образования детей

МКОУ «Центральская средняя общеобразовательная школа»

  1. Нормативно-правовые основания

Учебный  план  дополнительного  образования     МКОУ  «Центральская средняя общеобразовательная школа» составлен на основе нормативно-правовых документов федерального значения:

  1. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  2. Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
  3. Концепция развития дополнительного образования детей (от 4 сентября 2014 года № 1726-р).
  4. Распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015 года № 729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей».
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
  6. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 г. № 298-н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
  7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПин 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных учреждений».

Нормативно-правовые документы регионального значения:

  1. Государственная программа Воронежской области «Развитие образования», утвержденная постановлением правительства Воронежской области от 17.12.2013 г. № 1102.
  2. Приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 14.10.2015 г. №1194 «Об утверждении модельных дополнительных общеразвивающих программ»;
  3. Приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 26.12.2016 г. № 1575 «Об утверждении регионального плана мероприятий на 2016 – 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей».
  4. Устав и локальные акты МКОУ «Центральская СОШ».
  5. Общие положения

Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. (Закон "Об образовании в РФ" 273-ФЗ, Глава 10, Статья 75)

В дополнительном образовании детей познавательная активность личности выходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик. Становясь членами высоко мотивированных детско-взрослых образовательных сообществ, дети и подростки получают широкий социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности. В этих условиях дополнительное образование осознается не как подготовка к жизни или освоение основ профессии, а становится суть основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности.

Пронизывая уровни дошкольного, общего, профессионального образования, дополнительное образование становится для взрослеющей личности смысловым социокультурным стержнем, ключевой характеристикой которого является познание через творчество, игру, труд и исследовательскую активность.

Персонализация дополнительного образования усиливает его преимущества по сравнению с другими институтами формального образования посредством актуализации следующих аспектов:

-  участие в вариативных развивающих образовательных программах на основе добровольного выбора детей (семей) в соответствии с их интересами, склонностями и ценностями;

- возможность выбора режима и темпа освоения образовательных программ, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий (что имеет особое значение применительно к одаренным детям, детям с ограниченными возможностями здоровья);

-  право на пробы и ошибки, возможность смены образовательных программ, педагогов и организаций; неформализованность содержания образования, организации образовательного процесса, уклада организаций дополнительного образования;

- вариативный характер оценки образовательных результатов; тесная связь с практикой, ориентация на создание конкретного персонального продукта и его публичную презентацию;

-  возможность на практике применить полученные знания и навыки;

- разновозрастный характер объединений;

- возможность выбрать себе педагога, наставника, тренера.

Важной отличительной чертой дополнительного образования детей также является открытость, которая проявляется в следующих аспектах:

- нацеленность на взаимодействие с социально-профессиональными и культурно-досуговыми общностями взрослых и сверстников, занимающихся тем же или близким видом деятельности;

- возможность для педагогов и учащихся включать в образовательный процесс актуальные явления социокультурной реальности, опыт их проживания и рефлексии;

- благоприятные условия для генерирования и реализации общественных как детских (подростковых), так и взрослых инициатив и проектов, в том числе развития волонтерства и социального предпринимательства. (Концепция развития дополнительного образования)

Согласно Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 г. одной из приоритетных задач деятельности педагогического коллектива школы №16 является поддержка общественных объединений в сфере воспитания:

- улучшение условий для эффективного взаимодействия детских общественных объединений и объединений дополнительного образования в целях содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей;

-  поддержка ученического самоуправления и повышение роли обучающихся в управлении образовательным процессом;

- привлечение детей к участию в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении.

Дополнительное образование МКОУ «Центральская СОШ» основывается на принципах воспитания системной мировоззренческой культуры:

- гармонизация отношений с окружающим миром (сверстники, родители, город, «сам») через изучение родного края, реальный труд, перспективное видение своего места в жизни, возможности реализовать себя в родном посёлке;

- создание широкого общекультурного и эмоционально окрашенного фона для позитивного восприятия ценностей основного образования и более успешного освоения его содержания.

Система дополнительного образования МКОУ «Центральская СОШ» предполагает:

- постоянное расширение видов творческой и социальной деятельности для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся;

- тесную связь с учебной деятельностью;

- выявление и сопровождение одаренных детей;

- активное вовлечение в неё не только благополучных детей, но и учащихся «группы риска»;

- расширение взаимодействия с родительской общественностью, социальными партнерами.

  1. Организация  работы объединений дополнительного образования

В МКОУ «Центральская СОШ» дополнительное образование на бюджетной основе реализуется в объеме 8 часов по естественно-научной и физкультурно-спортивной направленностям (согласно Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008):

- естественно-научная: «Эколята», «Молодые защитники природы»;

- физкультурно-спортивная: «Пионербол», «Волейбол».

Занятия в объединениях дополнительного образования проводятся во вторую смену c учетом перерыва после учебных занятий. Продолжительность занятий не превышает 1 академический час (45 мин). При проведении двух занятий в день обязательно проводится перерыв – не менее 10 мин.

  1. Особенности дополнительных образовательных программ

Дополнительная образовательная программа  «Эколята»

Данная программа является модифицированной, разработанной на основе уже существующей и утвержденной авторской программы М.В. Аргуновой «Экология и устойчивое развитие», с учетом Примерной основной образовательной программы (ПООП) учебного предмета «Экология» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).

        Начальная ступень общего образования включает в себя предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, но зачастую теряется самое главное: отдельные, конкретные детали, создающие полную и яркую картину мира, понимание смысла обучения. Нет расширенных, более углубленных экологических разделов, не отражен региональный компонент. Дети часто не знают о тех растениях, рыбах, птицах, зверях, погодных явлениях, природных явлениях, которые их окружают. В дополнительном образовании есть возможность построить занятия на региональных особенностях. В непосредственном соприкосновении с природой у детей формируется эстетическое восприятие окружающего мира, появляется понимание своего места в нём. Главной отличительной особенностью программы является её практическая ориентированность, которая выражается в большом количестве практических форм работы, ориентирование на применение знаний в жизни, на практике.

Данная программа предусматривает развитие творческих способностей у детей, приобретение таких качеств, как упорство в достижении цели, трудолюбие, любознательность, наблюдательность, умение сравнивать, удивляться, видеть мир как бы всегда по- новому.

 

Дополнительная образовательная программа

«Молодые защитники природы»

 Данная программа рассчитана на организацию занятий с учащимися 11-12 лет.

На основании интересов школьников, пожеланий их родителей программа «Молодые защитники природы» дополнена региональным компонентом, занятиями с фрагментами интеграции смежных дисциплин, использованием экологического, системного и научного подхода в процессе изучения 10 основных блоков программы.

Новизна данной программы в ее экологической направленности. Экологическое воспитание школьников должно стать приоритетным направлением в кружковой работе, осуществляться с учетом возраста учащихся, имеющим конечной целью формирование экологической культуры.

Для успешной реализации  целей и задач дополнительной образовательной программы «Молодые защитники природы» необходимо  проводить занятия из расчета 1 часа в неделю или 35 часов в год.

 Дополнительная образовательная программа «Пионербол» (для 5-6 кл.)

Дополнительная образовательная программа «Пионербол» составлена в соответствии с требованиями к программам дополнительного образования. На современном этапе общественного развития главенствующее значение имеет формирование здоровой, социально активной, гармонически развитой личности.

     Основными направлениями деятельности физкультурно - спортивной работы являются:

     Программа направлена не только на физическое развитие ребенка, но и на психоэмоциональное и социальное развитие личности.

     Актуальность программы заключается в том что, она ориентирована прежде всего на реализацию двигательной потребности ребенка с учетом его конституционных особенностей и физических возможностей.

       Пионербол – это увлекательная и массовая подвижная игра. Она проста, эмоциональна и отличается высоким оздоровительным эффектом. Чтобы играть в пионербол, нужно быстро бегать, мгновенно изменять движения по направлению и скорости, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью, выносливостью. Выполнение движений с мячом сопровождается эмоциональным напряжением, выявляет активизацию деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем. Игра развивает мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство, способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мышц.

Цель – обучение техническим и тактическим приемам игры в пионербол с дальнейшим применением их в игровой деятельности.

Задачи:

  1. сформировать общие представления о технике и тактике игры в пионербол, начальные навыки судейства;
  2. содействовать укреплению здоровья, развитию физических качеств;
  3. воспитывать моральные и волевые качества занимающихся, умение взаимодействовать в команде.

     В объединение принимаются все желающие дети, прошедшие медицинский осмотр. Медицинский контроль состояния здоровья детей осуществляется каждое полугодие.

 

Дополнительная образовательная программа «Пионербол» (для 7-8 кл.)

Дополнительная образовательная программа «Пионербол» составлена в соответствии с требованиями к программам дополнительного образования. На современном этапе общественного развития главенствующее значение имеет формирование здоровой, социально активной, гармонически развитой личности.

     Основными направлениями деятельности физкультурно - спортивной работы являются:

     Программа направлена не только на физическое развитие ребенка, но и на психоэмоциональное и социальное развитие личности.

     Актуальность программы заключается в том что, она ориентирована прежде всего на реализацию двигательной потребности ребенка с учетом его конституционных особенностей и физических возможностей.

       Пионербол – это увлекательная и массовая подвижная игра. Она проста, эмоциональна и отличается высоким оздоровительным эффектом. Чтобы играть в пионербол, нужно быстро бегать, мгновенно изменять движения по направлению и скорости, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью, выносливостью. Выполнение движений с мячом сопровождается эмоциональным напряжением, выявляет активизацию деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем. Игра развивает мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство, способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мышц.

Цель – обучение техническим и тактическим приемам игры в пионербол с дальнейшим применением их в игровой деятельности.

Задачи:

  1. сформировать общие представления о технике и тактике игры в пионербол, начальные навыки судейства;
  2. содействовать укреплению здоровья, развитию физических качеств;
  3. воспитывать моральные и волевые качества занимающихся, умение взаимодействовать в команде.

     В объединение принимаются все желающие дети, прошедшие медицинский осмотр. Медицинский контроль состояния здоровья детей осуществляется каждое полугодие.

Дополнительная образовательная программа «Волейбол» (для 7-8 классов)

Дополнительная образовательная программа «Волейбол» составлена в соответствии с требованиями к программам дополнительного образования. На современном этапе общественного развития главенствующее значение имеет формирование здоровой, социально активной, гармонически развитой личности.

     Основными направлениями деятельности физкультурно - спортивной работы являются:

     Программа направлена не только на физическое развитие ребенка, но и на психоэмоциональное и социальное развитие личности.

     Актуальность программы заключается в том что, она ориентирована прежде всего на реализацию двигательной потребности ребенка с учетом его конституционных особенностей и физических возможностей.

Волейбол — один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, мгновенно менять направление и скорость движения, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью и выносливостью. Эмоциональные напряжения, испытываемые во вре­мя игры, вызывают в организме занимающихся высокие сдвиги в де­ятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Качественные изменения происходят и в двигательном аппарате. Прыжки при пе­редачах мяча, нападающих ударах и блокировании укрепляют кост­ную систему, суставы становятся более подвижными, повышается сила и эластичность мышц.

Постоянные взаимодействия с мячом способствуют улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве.

Игра в волейбол развивает также мгновенную реакцию на зри­тельные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство и способ­ность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мыши. Небольшой объем статических усилий и нагрузок в игре благотвор­но влияет на рост юных спортсменов.

Цели работы спортивной секции «Волейбол» – укрепление здоровья обучающихся, содействие правильному физическому развитию; развитие основных двигательных качеств и совершенствование жизненноважных двигательных навыков и умений.

Задачи:

  1. Развитие специальных способностей и качеств для успешного овладения техникой и тактикой игры.
  2. Совершенное овладение техникой и тактикой игры.
  3. Достижение высокого уровня командной подготовки.
  4. Воспитание моральных и волевых качеств.
  5. Приобретение теоретических и практических знаний по планированию, учету, ведению дневника юного спортсмена, методике обучения, судейству.
  6. Достижение комплексного проявления всех качеств, навыков и умений, знаний.
  7. Предупреждение спортивных травм.

Адресат программы: дети и подростки от 13 до 14 лет. Минимальное количество детей в группе- 12 человек. Работая с детьми, следует не забывать об анатомо-физиологических и психических особенностях возрастного развития детского организма.

 

Дополнительная образовательная программа

«Волейбол» (для 9-11 классов)

Дополнительная образовательная программа «Волейбол» составлена в соответствии с требованиями к программам дополнительного образования. На современном этапе общественного развития главенствующее значение имеет формирование здоровой, социально активной, гармонически развитой личности.

     Основными направлениями деятельности физкультурно - спортивной работы являются:

     Программа направлена не только на физическое развитие ребенка, но и на психоэмоциональное и социальное развитие личности.

     Актуальность программы заключается в том что, она ориентирована прежде всего на реализацию двигательной потребности ребенка с учетом его конституционных особенностей и физических возможностей.

Волейбол — один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, мгновенно менять направление и скорость движения, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью и выносливостью. Эмоциональные напряжения, испытываемые во вре­мя игры, вызывают в организме занимающихся высокие сдвиги в де­ятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Качественные изменения происходят и в двигательном аппарате. Прыжки при пе­редачах мяча, нападающих ударах и блокировании укрепляют кост­ную систему, суставы становятся более подвижными, повышается сила и эластичность мышц.

Постоянные взаимодействия с мячом способствуют улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве.

Игра в волейбол развивает также мгновенную реакцию на зри­тельные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство и способ­ность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мыши. Небольшой объем статических усилий и нагрузок в игре благотвор­но влияет на рост юных спортсменов.

Целью занятий являются: приобретение обучающимися необходимых знаний, умений, навыков для самостоятельного использования физических упражнений, закаливающих средств и гигиенических требований с целью поддержания высокой работоспособности во всех периодах жизни; воспитания навыков для самостоятельных занятий и умения вести здоровый образ жизни; развивать физические качества, необходимые для овладения игрой волейбол, придерживаться принципов гармоничности, оздоровительной направленности учебного процесса. Данная программа направлена обеспечение разносторонней физической подготовки, привитие обучающимся умения правильно выполнять основные технические приемы и тактические действия. Программа призвана подготовить детей к сдаче учебных нормативов по физической подготовке в соответствии с их возрастом, сообщить элементарные теоретические сведения.

    Основные задачи:

Адресат программы: дети и подростки от 14 до 17 лет. Минимальное количество детей в группе- 12 человек. Работая с детьми, следует не забывать об анатомо-физиологических и психических особенностях возрастного развития детского организма. Развиваясь, организм детей проходит определенные стадии: 10-14, 14-16, 16-18 лет. С учетом возраста должна применяться определенная методика обучения и совершенствования технических и тактических приемов волейбола.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебный план дополнительного образования (бюджетная основа)

на 2021-2022 учебный год

Направление

Название программы

Руководитель

Кол-во часов в неделю

Кол-во групп

Возрастная категория

Естественнонаучное

«Эколята»

Пономарева Галина Максимовна

1

1

2, 4 классы

«Молодые защитники природы »

Пономарева Галина Максимовна

1

1

5-6 классы

Физкультурно-спортивное

 «Пионербол»

Ерофеев Сергей Викторович

1

1

5-6 классы

 

 «Пионербол»

Ерофеев Сергей Викторович

1

1

7-8 классы

 

 «Волейбол»

Ерофеев Сергей Викторович

2

1

7-8 классы

 

 «Волейбол»

Ерофеев Сергей Викторович

2

1

9-11 классы

Итого

8

6

2-11 классы